Бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон и сенатор-республиканец Джон Маккейн подняли демонизацию России на новый уровень. Политики, сотрудники разведки, генералы и эксперты по кабельному телевидению пытаются убедить всех, что режим Путина является смертельной угрозой для американского образа жизни и должен быть остановлен любой ценой. Эти претензии не только преувеличены, но и глупы. Развязывание конфликта с ядерной державой, способной уничтожить весь мир, не может быть хорошей идеей, пишет The Fiscal Times в статье The Real Danger in Demonizing Putin’s Russia.
Маккейн убежден, что Путин является большей угрозой, чем ИГИЛ (запрещена в России), и призвал к дальнейшим санкциям, основанным на обвинениях в том, что Россия пыталась изменить результаты американских выборов. У России гораздо больше вооружений, чем у террористической группы, но, в отличие от ИГИЛ, Россия не обезглавливает американцев и не призывает организовывать теракты на территории США. Как сказал бывший директор Национальной разведки Джеймс Клэппер в интервью CNN, разведывательное сообщество ”не обладает ни авторитетом, ни опытом, ни возможностью оценить, действительно ли вмешательство РФ повлияло на результаты выборов”.
На минувшей неделе Клинтон открыто обвинила Трампа в сговоре с Россией, с целью ”использовать” просочившиеся сведения против нее. В качестве доказательств она привела время появления сообщений электронной почты Джона Подесты на WikiLeaks. Письма появились на WikiLeaks менее чем через час после утечки видеоролика программы Access Hollywood, в которой Трамп хвастался тем, чтобы может оказывать влияние на женщин.
Маккейн, Клинтон и другие усиливают публичные обвинения американской разведки в отношении предвыборного вмешательства, которые появились в последние дни администрации Обамы. Самое серьезное обвинение заключается в том, что российские хакеры взломали электронную почту Национального комитета Демократической партии, а затем опубликовали данные на WikiLeaks, чтобы повредить кампании Клинтон. К публичным утверждениям со стороны разведки приходится относиться скептически. В конце концов, та же разведка заключила в октябре 2002 года, что Саддам Хусейн производил химическое и биологическое оружие. Кроме того, директор национальной разведки, Клэппер лгал Конгрессу в 2013 году, отрицая, что Агентство национальной безопасности собирает данные об американцах. Даже если предположить, что утверждения верны, на их основании невозможно сделать немедленный вывод о том, что Россия является смертельным врагом. Дружественные страны шпионят друг за другом и пытаются влиять на выборы в странах друг друга постоянно. Например, президент Обама призывал британских избирателей отклонить предложение по Brexit, а Агентство национальной безопасности США, похоже, прослушивало мобильный телефон канцлера Германии Ангелы Меркель.
Израиль долгое время пытается повлиять на политику США в отношении Ближнего Востока, на государство работал один из самых опасных двойных агентов в американской истории - Джонатан Поллард. По данным ЦРУ, дело Полларда ”практически невозможно сравнить ни с одним из известных случаев шпионажа в США”, ведь он ”поставил под угрозу важные интересы США и внешней политики государства”. Тем не менее несмотря на агрессивную позицию Израиля, лишь некоторые высокопоставленные политики США оценивают его как враждебную державу. У Владимира Путина есть некоторые жестокие недемократические наклонности, но США поддерживали и продолжают поддерживать дружеские отношения с деспотическими странами по экономическим соображениям или из-за интересов национальной безопасности. Во время Второй мировой войны президент Рузвельт объединился с Сталиным. В 1971 году президент Никсон посетил Мао Цзэдуна в Китае вскоре после того, как его Большой скачок и Культурная революция привели к гибели десятков миллионов китайцев. Сегодня многие эксперты в области внешней политики и президент Трамп поддерживают улучшение отношений с Саудовской Аравией, страной без демократических прав, которая преследует женщин за прелюбодеяние. Какую же угрозу на представляет Путин? Россия является конкурентом Америки за влияние на мировой арене. И именно поэтому американские генералы и разведчики вместе со своими сторонниками в Конгрессе, исследовательскими институтами и СМИ так не любят Путина. В то время как мировая интеллигенция рассматривает мир как шахматную доску, на которой главная цель США - перехитрить и превзойти российского соперника, этот подход к геополитике противоречит интересам простых американцев. Подавляющее большинство не выигрывает от участия в международных конфликтах, особенно когда внутренняя безопасность не поставлена на карту.
Более дружественный подход к России может иметь свои преимущества. Например, Россия предоставила информацию, и если бы она была надлежащим образом обработана ФБР, с ее помощью можно было бы помешать братьям Царнаевым устроить теракт во время бостонского марафона. Будучи партнером в борьбе с терроризмом, Россия также может быть источником энергетических ресурсов и технических талантов. Если сотрудничество с Россией может принести пользу широкой общественности, усиление антагонизма приносит пользу только военно-промышленному комплексу, который наращивает свои бюджеты на фоне страха и истерии. Лидеры обеих основных партий сейчас пытаются перещеголять друг на друга, чтобы показать, кто занимает более жесткую позицию в отношении России и кто более воинственен во внешней политике в целом.
В такой ситуации повышается риск опосредованной войны, которая может привести к прямым боевым действиям. Более высокий риск начала военных действий между самыми сильными ядерными державами в мире должен беспокоить любого, кто не планирует наживаться на будущей мировой войне.